МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова

Добро пожаловать на официальный сайт школы №3 имени атамана М.И. Платова г.Новочеркаска
  • (8635)22-80-88
  • sch3novoch@yandex.ru

Электронный дневник

Доступная среда

В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностям и, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1990-2000 гг. Но серьёзно заговорили об инклюзивном образовании впервые совсем недавно. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г., разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. В ст. 3, 5, 79 закона выделены отдельные нормы, посвященные инклюзивному образованию и организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с реализуемой в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» реструктуризацией образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России направляет разъяснения своей позиции в части коррекционного и инклюзивного образовании детей (Приказ Минобрнауки России №ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей").

Что такое инклюзивное образование?

Это мало понятное для большинства людей слово означает, что в данной школе учатся не только обычные дети. В законе «Об образовании РФ» указано, что инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Термин происходит от французского слова inclusive(включающий в себя). Касается он системы образования, позволяющей в одном классе, в одной школе обучаться как здоровым, так и детям с особыми потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья. Идеология такого образования заключается в том, что должна быть полностью исключена любая дискриминация по здоровью.

В цивилизованном понимании «инклюзивное образование» - система, которая позволяет всем абсолютно детям социализироваться в среде сверстников, прожить полноценное эмоциональное детство.

Инклюзивное образование стремиться развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование в нашей школе

В школе есть комната психологической разгрузки, учебный кабинет для занятий с детьми с особыми потребностями, оснащенный необходимыми техническими устройствами.

Задачей инклюзивного образования является уверенность в собственных силах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .Сотрудники МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И. Платова  мотивируют детей к обучению в школе вместе с другими обучающимися, возможно, их друзьями и соседями. Создание безбарьерной среды, позволяющей получать знания, участвовать в жизни школы всем учащимся без ограничений, ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребёнка с ОВЗ в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению- это и есть основные цели и задачи.

Необходимо также сказать, что существование инклюзии в нашей школе позитивно скажется на типично развивающихся детях, а не только на учениках интеллектуальной недостаточностью. Помогая сверстникам активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, дети не заметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, в формировании социальных компетентностей, и последнее, но не менее важное – способствует искренней заботе и дружбе.



В МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова оборудована сенсорная комната для детей с ОВЗ. Сенсорная комната - это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и развивается и получает новые представления о мире, заряжается энергией для активной деятельности. В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов: цветные таблички, звуковые эффекты, шероховатые поверхности, различные мягкие модули.

         Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся приспособления, поэтому в школе сделан стенд с разнообразными приспособлениями для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также мелкую и общую моторику и двигательные навыки.

         В процессе занятий ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой среды. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребенка.

Наименование объектаИспользование
Кабинет музыкиПрактические занятия по предмету «Изобразительное искусство», Объект предназначен для формирования и развития творческих способностей обучающихся, практических изобразительных навыков. Кабинет оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео записями, АРМ учителя, музыкальными инструментами. Мультимедиа комплексом 65''
Кабинет ИЗОПрактические занятия по предмету «Музыка»
Кабинет оборудован мольбертами, комплектами муляжей для рисования, АРМ учителя, Мультимедиа комплексом 65''

Кабинет технологии Объект предназначен для проведения практических работ по предмету «Технология». Оборудован столами, стульями, АРМ учителя, дидактическим материалом, автоматизированным местом учителя (проектор, компьютер, экран)
Кабинет технологии 
Объект предназначен для проведения практических работ по предмету «Технология». Оборудован швейными машинами, гладильной доской, утюгом, столами для раскроя, АРМ учителя, дидактическим материалом.

Кабинет технологииПрактические занятия по предмету “Технология” для мальчиков.
Кабинет ОБЖПрактические занятия по предмету “Основы безопасности жизнедеятельности.” Проведение занятий по изучению правил дорожного движения, формирование у обучающихся основ безопасности дорожного движения. Оборудован стендами по ПДД, макетами, АРМ учителя, учебным оборудованием.
Кабинет биологииПроведение практических и лабораторных работ по основным разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия, общая биология. Имеется оборудование для проведения практических занятий: гербарии растений, модели грибов, модели овощей и фруктов, модели цветов покрытосеменных растений, барельефные таблицы, микроскопы световые, микропрепараты. Практические занятия проводятся для обучающихся 5-11 классов. Имеется АРМ учителя, комплекты демонстрационного оборудования для проведения лабораторных работ.
Кабинеты информатикиПроведение практических занятий, направленных на формирование и совершенствование навыков компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. Кабинеты оснащен АРМ и обучающихся.
Кабинеты географии 
Объект предназначен для проведения практических и лабораторных работ 
Кабинеты физики (с лаборантской)
Объект предназначен для проведения практических и лабораторных работ по физике для обучающихся 7-11 классов. Имеется лаборантская. Укомплектован средствами обучения и воспитания по механике, электродинамике, молекулярной физике, оптике, квантовой физике. АРМ учителя. Оснащены комплектами демонстрационного оборудования для проведения лабораторных работ.
Кабинет химии (с лаборантской)Проведение практических и лабораторных работ по неорганической (8-9 класс), органической химии (10 класс), общей химии (11 класс). Кабинет оборудован принудительной вытяжной вентиляцией, закрепленными рабочими местами обучающихся. Для подготовки практических работ имеются лаборантская, приборы, реактивы, аудиовизуальные средства, печатные объекты. Кабинет оснащен АРМ учителя, комплектами демонстрационного оборудования.
БиблиотекаОбеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов. Оборудован рабочими местами пользователей, стеллажами, АРМ библиотекаря, рабочими местами  с выходом в интернет. Фонд укомплектован научно-популярной, справочной, методической, художественной, учебной литературой, электронными изданиями, аудиовизуальными изданиями, периодической печатью и дидактическими изданиями.
Вид помещения Адрес места нахождения М2 Кол-во мест Специальные условия для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Библиотека 346410, Ростовская область г. Новочеркасск, пр. Ермака 92/75 55,6 - Не указано
Буфет-раздаточная 346410, Ростовская область г. Новочеркасск, пр. Ермака 92/75 54 и 60 100 Не указано
Кабинет врача 346410, Ростовская область г. Новочеркасск, пр. Ермака 92/75 21 - Не указано
Процедурная 346410, Ростовская область г. Новочеркасск, пр. Ермака 92/75 14:7 - Не указано
Стоматологический кабинет 346410, Ростовская область г. Новочеркасск, пр. Ермака 92/75 20 - Не указано

В МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова используются следующие средства обучения и воспитания:

Печатные

(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.);

Визуальные (зрительные):

  • таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому, немецкому, французскому языкам, литературе, родным языкам, технологии, химии, начальным классам;
  • карты по истории и географии;
  • картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;
  • портреты (по всем учебным предметам);
  • натуральные объекты (на уроке биологии);
  • модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
  • лабораторное оборудование – на уроках физики, химии, биологии.
  • магнитные доски

Механические визуальные приборы:

  • микроскоп
  • фотоаппарат
  • видеокамера

Электронные образовательные ресурсы:

  • мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии
  • сетевые образовательные ресурсы
  • электронные журналы и дневники

Аудиальные (слуховые):

  • магнитофоны;
  • музыкальный центр;
  • наушники
  • микрофон

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

  • образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
  • презентации

Средства, автоматизирующие процесс обучения:

  • компьютеры;
  • мультимедийное оборудование;
  • интерактивная доска
  • проекторы
  • телевизоры

Словесные:

  • учебники;
  • художественная литература;
  • словари;
  • учебные пособия
  • другая необходимая литература

Спортивное оборудование:

  • тренажеры
  • гимнастическое оборудование
  • спортивные снаряды
  • мячи, скакалки, обручи и т.п.


О средствах воспитания


Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 

2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 

3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

1. Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;

б) опосредованное, проявляющееся в том, что учитель направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через классные часы, школьные праздники и мероприятия.


2. Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

С целью повышения эффективности воспитательного воздействия учения на уроках практикуется совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

3. Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через

  • дежурство по классу, школе;
  • выполнение трудовых поручений


4. Игра как средство воспитания

Используется как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения разного рода игр:

  • организационно-деятельностные;
  • соревновательные;
  • сюжетно-ролевые;
  • спортивные;
  • дидактические

Инвалиды и лица с ОВЗ лёгкой степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Все  компьютеры имеют выход в интернет, имеется контентная фильтрация,  создана версия официального сайта школы для слабовидящих

Официальные сайты

Сайт правительства РФ- http://www.government.ru

Сайт Государственной Думы РФ - http://www.duma.ru

Сайт Министерства образования РФ - http://www.ed.gov.ru

Сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Роспотребнадзор" - http://www.rospotrebnadzor.ru

Образовательные сайты
Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
 
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
 
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
 
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

Российский общеобразовательный портал" - http://www.school.edu.ru

Информационный портал Единого Государственного Экзамена - http://www.ege.edu.ru

"Институт новых технологий образования" (ИНТ) - http://www.int-edu.ru  

Семейный сайт. Раздел "Образование" - http://www.7ya.ru/edu

Каталог образовательных ресурсов "Школьный мир" - http://www.schools-world.ru

Русский биографический словарь - http://www.rulex.ru/

Почерпнуть полезную информацию в полном объеме можно с различных сайтов и информационных порталов о ЕГЭ:

Портал информационной поддержки ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru

Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме - http://www.ege.ru

Федеральный институт педагогических измерений - http://www.fipi.ru/

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:

  • мультимедийные комплексы (проектор и экран),
  • интерактивные доски,
  • ноутбуки ученические с подставкой под ТСО,
  • МФУ.

Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов. 

Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями.

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

- возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

- работа с семьей обучающегося;

- методическая работа с учителями;

- организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися;

- оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.

В школе ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Документы
Порядок регламентации и оформления отношений между МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова и родителями(законными представителями детей, находящихся на длительном лечении, в том числе детей-инвалидов обучения на дому (.pdf, 594.0 КБ Просмотреть/ Скачать )
Положение о психолого-педагогической комиссии МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И. Платова (.pdf, 537.4 КБ Просмотреть/ Скачать )
Положение МБОУ СОШ № 3 о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями (.pdf, 1.0 МБ Просмотреть/ Скачать )
Положение МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ для детей с РАС (.pdf, 922.9 КБ Просмотреть/ Скачать )